Отдых и оздоровление
Цель оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, формированию положительного отношения ко всем видам повседневной жизни.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.
Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.
Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов.
В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.
Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.
Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:
I. Двигательная активность
Утренняя гимнастика для общего развития ребёнка – проводится ежедневно утром.
Физкультурно-оздоровительные занятия – 3 раза в неделю (2 раза в помещении и 1 раз на прогулке).
Подвижные и динамические игры – ежедневно в течении дня.
Физминутки.
Гимнастика после дневного сна – ежедневно.
Профилактическая гимнастика (профилактика сколиоза и нарушения осанки, профилактика плоскостопия, глазная гимнастика) – ежедневно.
Дыхательная гимнастика - ежедневно.
Прогулки – ежедневно.
II. Гигиенические и водные процедуры:
Умывание и мытьё рук – ежедневно.
Игры с водой – 1 раз в неделю.
Соблюдение питьевого режима – ежедневно.
Рециркуляция и обеззараживание воздуха – ежедневно.
III. Использование естественной среды для закаливающих мероприятий:
Проветривание помещений – ежедневно.
Прогулки на свежем воздухе – ежедневно.
Обеспечение светового режима.
IV. Закаливание:
Босохождение. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли.
Воздушные ванны.
Рациональная одежда.
V. Сбалансированное 5 разовое питание.
VI. Витаминизация, включающая в себя витамин «С» в третье блюдо.
VII. Работа с родителями по вопросам оздоровления детей:
Индивидуальные беседы.
Консультации.
Родительские собрания.
Уголки здоровья.
Папки-передвижки.
Таким образом, главное – это научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие физических качеств ребенка проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологоческим портретом с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей.